Добрый день уважаемые коллеги, родители, посетители нашего сайта! Представляем вашему вниманию научно-исследовательскую, творческую работу с детьми старшего дошкольного возраста, во взаимодействии с родителями
«М.И. Платов – выдающийся донской полководец»
Данная работа выполнена в преддверии 270 лет со дня рождения легендарного атамана Донского казачьего войска, которые Ростовская область отмечает
19 августа 2023 года
По решению Губернатора Ростовской области В.Ю.Голубева 2023-й объявлен Годом атамана Матвея Ивановича Платова, который проявил доблесть во всех войнах Российской империи конца XVIII – начала XIX века. Донские казаки под его руководством внесли весомый вклад в разгром армии Наполеона. В 1805 году он основал Новочеркасск, куда перенес столицу Донского казачьего войска
Слайд 2.
История России очень богата. Каждый этап становления и развития нашего государства насыщен огромным количеством событий, а за каждым событием стоят люди. Великие люди: политики, ученые, полководцы, святые.
Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувство гражданской идентичности, собственного достоинства и уверенность в себе. Еще в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей первоначальные представления о подвигах нашего народа, пробуждать гордость за принадлежность к России.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Указом губернатора Ростовской области 2023 год Годом атамана Матвея Ивановича Платова.
В нашем детском саду мы так же стремимся сохранить и передать все то, что мы помним и чтим. Детский сад называется «Родники Дона» и с 2019 года имеет статус казачье образовательное учреждение. Одним из приоритетных направлений деятельности детского сада на протяжении нескольких лет, является формирование гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста на основе изучения культуры Донского казачества.
Слайд 3.
В основу построения процесса формирования гражданской идентичности детей старшего дошкольного возраста положены нормативно-правовые документы Закон об образовании, ФГОС, где формирование гражданской идентичности является одной из приоритетных целей.
Слайд 4
Что же означает понятие гражданская идентичность? Слово идентичность от латинского означает – причастность. Быть при-частным – значит быть частью чего-то большого чем ты сам: частью семьи, друзей, школы, Родины.
Слайд 5
Мы считаем, что говорить о подвигах великих людей необходимо начинать в дошкольном возрасте: когда формируется личность ребенка необходимо окружить его положительными примерами сильных личностей, которые «ковали» историю нашей страны и конечно же об этом дети должны слышать не только от педагогов, но и от своих родителей. Следовательно возникает проблема, что отсутствие знаний или Недостаточные исторические знания родителей и воспитателя о личности М.И. Платова и истории Ростовской области в целом, что влечет за собой в дальнейшем недостаточные знания детей.
Гипотеза: историческая память о Матвее Ивановиче Платове, как о выдающемся донском полководце, атамане и основателе столицы Донского казачества, позволит формированию у старших дошкольников гражданской идентичности.
Новизна: изучение исторических фактов и событий биографии М. И. Платова, повлиявших на его становление как выдающегося донского полководца в хронологической последовательности по семи историческим локациям; создание книги исторических локаций «По следам М.И. Платова»; оформление познавательных альбомов «Экскурсии к памятникам М.И. Платова»; создание интерактивной викторины для детей «Что мы знаем о М.И. Платове»
Слайд 6
Цель исследования: изучение событий и фактов биографии Матвея Ивановича Платова, повлиявших на его становление как выдающегося донского полководца и на их основе формирование у старших дошкольников гражданской идентичности.
Задачи:
- Проанализировать информацию о М. И. Платове из различных источников, опираясь на исторические документы.
- Определить факты из жизни М.И. Платова повлиявшие на его становление как выдающегося донского полководца.
- Развивать познавательно-исследовательскую активность у дошкольников, стремление узнать больше нового об истории Отечества.
- Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами и событиями из жизни М.И.Платова в хронологической последовательности по семи историческим локациям.
- Посетить совместно с детьми и родителями города Ростовской области, в которых сооружены памятники М.И.Платову.
- Оформить наработанный материал и совместные творческие работы детей и родителей в виде книги исторических локаций «По следам М.И.Платова», познавательных альбомов «Экскурсии к памятникам М.И. Платова» и интерактивной викторины для детей «Что мы знаем о М.И.Платове?»
интерактивной викторины для детей «Что мы знаем о М.И.Платове?»
Слайд 7
Прежде чем приступить к изучению событий и фактов биографии Матвея Ивановича Платова, повлиявших на его становление как выдающегося донского полководца, мы решили провести социологический опрос среди родителей воспитанников МБДОУ д/с № 59 и выяснить осведомленность родителей о М.И. Платове, как выдающемся донском полководце и его роли в судьбе России. (Приложение 1)
На основании данных, полученных в ходе опроса, выяснилось, что родители мало осведомлены о фактах и событиях биографии М.И. Платова, на основании этого, с целью расширения знаний у родителей о выдающемся донском полководце, мы решили оформить результаты научного исследования в виде книги исторических локаций «По следам М. И. Платова» и сделать ее информационно доступной для всех родителей в интерактивном виде.
Книга исторических локаций Из жизни М.И. Платова
Слайд 9.
У нас был месяц на погружение в изучение биографии и заслуг М.И. Платова. Работу с детьми мы начали с вопроса: «Что вы знаете о Платове?», «Слышали ли такую фамилию?». В результате беседы выяснилось, что ребята слышали, что есть такой аэропорт, который называется «Платов» и знают, что в городе Новочеркасске есть памятник «Платову», но не знают почему аэропорт и памятник получили такое название.
Мы рассказали детям, что Аэропорт Платов — международный аэропорт Ростова-на-Дону, изначально аэропорт имел рабочее название «Южный». В ходе народного голосования, организованного Правительством Ростовской области, победило название «Платов» и 20 января 2017 года Правительство Российской Федерации официально присвоило аэропорту наименование «Платов». Назван в честь казачьего атамана Матвея Ивановича Платова. Мы спросили у детей, слышали ли они это имя?
Дети предположили, что это человек, которому создан памятник в г. Новочеркасске. Им стало интересно, что же это был за атаман, в честь которого назвали аэропорт и поставили памятник и они рассказали, что хотели бы узнать о М.И. Платове. Все это было занесено в таблицу. (Приложение 2).
Отталкиваясь от интересов детей мы начали погружение в тему и «отправились по следам М. И. Платова» в хронологической последовательности по следующим локациям:
Локация «В начале ратных дел»
Локация «Первые подвиги М.И. Платова.
Локация «Взятие крепости Измаил».
Локация «Поход в Индию».
Локация «Новочеркасск»
Локация «Отечественная война 1812 г.»
Локация «Память о Матвее Платове».
Ребята очень удивились, когда узнали, что Матвей Иванович приложил огромные усилия в развитие города Новочеркасска – новой столицы Донского казачества. И высказали предположения, что именно по этому в городе Новочеркасске сооружен величественный памятник, заново открытый 16 мая 1993 года. Детей заинтересовало, есть ли еще в каких либо городах памятники М.И.Платову и они решили предложить родителям узнать в каких городах Ростовской области сооружены памятники М.И.Платову и что еще названо именем Платова в городе Новочеркасске, посетить эти места и поделиться информацией и впечатлениями с другими детьми, создав познавательный альбом «Экскурсии к памятникам М.И. Платова». (Приложение 4)
Дети узнали, что облик М.И. Платова запечатлен во многих произведениях изобразительного искусства: портретах и памятниках. Образ лихого генерала воспет в произведениях литературы. Имя Платова носят улицы и учебные заведения, поезда.
Память об отважном атамане увековечена в песнях и легендах. Матвей Иванович Платов в истории Российского государства всегда был, есть и остается казачьим атаманом номер один. В память о Матвее Ивановиче Платове в нашей стране установлено много памятников, его именем названы улицы.
Заключение.
Данная исследовательская работа велась в соответствии с поставленными целью, задачами. В работе ставилась цель: изучение событий и фактов биографии Матвея Ивановича Платова, повлиявших на его становление как выдающегося донского полководца, в хронологической последовательности по семи локациям и на их основе формирование у старших дошкольников гражданской идентичности.
Гипотезой нашего исследования стало утверждение, что историческая память о Матвее Ивановиче Платове, как о великом донском полководце, атамане и основателе столицы Донского казачества, позволит формированию у старших дошкольников гражданской идентичности.
В начале исследования, мы провели онлайн – опрос среди родителей детского сада о знании биографии М. И. Платова. На начало проведения исследовательской деятельности, родители и дети только знали, что атаман М.И.Платов является основателем нашего города – 98,2% Но с биографией великого атамана были знакомы только 70 % родителей и детей нашего детского сада. К концу творческо – исследовательского проекта педагоги, родители и дети изучили биографию в хронологической последовательности М.И.Платова и узнали очень много интересных фактов из его биографии.
В результате исследования гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась. Изучение исторической памяти о М.И.Платове, как выдающегося донского полководца, способствует формированию гражданской идентичности у детей дошкольного возраста, как отражение любви к родине, гражданственности, свободолюбия и человеческого благородства. Девиз великого атамана, полководца М.И.Платова «Честь дороже жизни» стал и девизом казачат нашей группы.
В результате проведенной совместной исследовательской деятельности, все поставленные задачи были решены, дети познакомились с историческими фактами и событиями биографии М.И. Платова, способствующими его становлению как выдающегося донского полководца, в хронологической последовательности, что способствовало формированию чувства исторической сопричастности к своему народу, ценностному отношению к Родине. Семья Алексеннко Марка посетила станицу Старочеркасскую и побывала у памятника М.И. Платова, изучив историю его создания и побывали у памятника М.И. Платова в городе Ростове-на-Дону. Семья Елемановой Ясмины отправилась на экскурсию по городу Новочеркасску и изучила историю о М.И. в городе. В результате совместной исследовательской и творческой деятельности детей и родителей созданы познавательные альбомы «Экскурсии к памятникам М.И. Платова».
В ходе взаимодействия с родителями результаты исследования оформлены в виде книги исторических локаций «По следам М. И. Платова», которая информационно доступна для всех родителей в интерактивном виде. (Приложение 3) С целью обобщения и систематизации знаний у старших дошкольников о М.И. Платове как выдающемся донском полководце нами разработана интерактивная викторина для детей «Что мы знаем о М.И. Платове?»
Перспективы исследования:
Создание виртуального музея «М. И. Платов – выдающийся донской полководец».
Реализация познавательно-исследовательского, творческого проекта с детьми старшего дошкольного возраста «Платов-наш герой».